Завершилась конференция по маркировке мороженого
Опубликовано: 10.02.2021
4-5 февраля 2021 года в онлайн формате прошла Всероссийская практическая конференция «Маркировка мороженого: этапы внедрения, ключевые ошибки, разбор кейсов».
Организатором выступила Конгрессная Компания «Симпозиум», соорганизаторы - АО «Экспоцентр», выставки «Продэкспо» и «Агропродмаш». В мероприятии приняли участие свыше 50 компаний-производителей мороженого, типографии, системные интеграторы, поставщики специализированного оборудования. Среди спикеров были представители «Центра Развития Перспективных Технологий», системные интеграторы,руководители типографий, аналитики и другие участники процесса маркировки мороженого.
Заставка конференции
Внедрение маркировки– сложный для предприятий процесс, требующий значительных изменений во всем производственном процессе. В режиме эксперимента на некоторых заводахв России маркировка ведется с 15 июля 2019 года.Конференция прошла в преддверии введения обязательной маркировки мороженого с 1 июня 2021 года. На мероприятии рассматривалось состояние проекта «Маркировка», практические аспекты внедрения технологии, бизнес-процессы, риски и другие темы, которые заводу по производству мороженого необходимо решить в 2021 году.
Анонс первой сессии
Организаторы конференции
Спикер первой сессии
Структура конференции. Алексей Бунеев представляет структуру мероприятия
Приветствие делегатов конференции в чате телеграм-канала от Организаторов
Вопросы делегатов конференции в чате телеграм-канала
Внедрение маркировки– сложный для предприятий процесс, требующий значительных изменений во всем производственном процессе. В режиме эксперимента на некоторых заводахв России маркировка ведется с 15 июля 2019 года.Конференция прошла в преддверии введения обязательной маркировки мороженого с 1 июня 2021 года. На мероприятии рассматривалось состояние проекта «Маркировка», практические аспекты внедрения технологии, бизнес-процессы, риски и другие темы, которые заводу по производству мороженого необходимо решить в 2021 году.
Цель конференции – дать практические решения и рекомендации производителям для начала внедрения маркировки. За два дня в чате телеграм-канала во время конференции было задано свыше 200 вопросов.
Некоторые цитаты спикеров:
Юлия Кузьмина, Центр Развития Перспективных Технологий

«Cамым важным для производителей на данный момент является необходимость включиться в процесс маркировки как можно скорее. Особенно если вы не участвовали в эксперименте, не изучали вопрос. Мы оказываем всю необходимую помощь, консультируем по внедрению маркировки. Оказываем информационную помощь. Это тот проект, на который действительно нужно выделить ресурсы и время. Особенно с учетом того, если у предприятия несколько линий. Это проект из области «здесь и сейчас».Обязательное нанесение кодов маркировки и продажа продукции через кассы наступит для производителей сыра также с 1 июня 2021 года, с 1 сентября 2021 года – для молочной продукции сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря 2021 года – для молочной продукция сроком годности 40 дней и менее».
Выступление с презентацией Юлии Кузьминой, ЦРПТ
Ответы на вопросы участников Юлии Кузьминой
Вопросы от Алексея Бунеева, сомодератора конференции
Наталья Уткина, Союз мороженщиков России

«Индустрии мороженого нужно готовиться к внедрению маркировки, ведь пока договоренностей о переносе срока нет. При этом государство прорабатывает сейчас разные схемы финансовой поддержки производителей мороженого при внедрении маркировки.А по внедрению процесса агрегации или поэкземплярного учета, то есть полной прослеживаемости мороженого, то этот этап наступит только в 2023 году. И это тоже полная автоматизация всех процессов на предприятии, это будет сложнее сделать именно для рынка мороженого, чем даже на рынке молока».
Наталья Уткина, Союз мороженщиков России ходом реализации проекта маркировки
Любомир Панов, Союзмолоко

«Главное при введении маркировки – максимально снизить расходы производителей. И здесь есть некоторые решения и возможности. Это три опции, которые распространяются и на рынок мороженого, и на молочный рынок. Первая опция – это этапность и разделение сроков внедрения маркировки и поштучной прослеживаемости. На первом этапе с 1 июня 2021 года мы просто маркируем и отправляем данные в «Честный знак». А вот уже с 1 декабря 2023 года производителям мороженого нужно будет перестроить всю логистику так, чтобы все понимали, какие коды куда идут.Но есть время.И в этом будет сложность внедрения поштучной агрегации мороженого.Но разнесение процессов по срокам позволит соответственно распределить расходы на полное внедрение маркировки. Вторая опция по снижению издержек – работа с типографиями.А третья – это субсидии от государства, о чем уже подписаны документы в Минсельхозе.В эксперименте по внедрению маркировки принимали участие 19 предприятий. Цель – опробовать разные технические решения.Причем выяснилось, что не все из них реально можно будет применить на практике для агрегации.Так что, как пожелание – минимизируйте издержки и ищите выгоду во всем».
Выступление Любомира Панова, Союзмолоко
Коллективные вопросы от модераторов и делегатов Любомиру Панову
Опрос в чате телеграм-канала
Тема Практикума №1
Спикеры Практикума №1
Спикеры Практикума №1
Александр Чумаков, АТЭСКО

«Что мы видим на сегодняшний день в молочной отрасли и производстве мороженого, участвующих в маркировке? Предприятия уже сами начали активно обращаться к интеграторам. Мы приходим на предприятие,а многие даже не пытались разбираться в проекте маркировки. У них ну просто базовые вопросы:как и с чего начинать, как заказывать коды. Многие производители надеялись, что маркировку или отменят,или перенесут. А время идет. Поэтому сейчас начнется ажиотаж на рынке, так как интеграторы не смогут обслужить всех сразу. Относительно способов нанесения кодов мы приходим к тому, что помимо рассмотрения технических вопросов реализации проекта, нужно рассматривать параллельно и экономические. Например, если приобретение принтеров для печати кодов – это разовые вложения, то типографский способ подразумевает более значительные инвестиции,и как следствие, произойдет удорожание упаковки, и, видимо, значительно.Да к тому же не все типографии могут наносить коды.Не всем это интересно. Поэтому каждому производителю нужно срочно начать разбираться со способами маркирования»
Выступление с презентацией Александра Чумакова, АТЭСКО
Ответы на вопросы Александра Чумакова, АТЭСКО
Опрос в чате телеграм-канала
Юрий Александров, ВЕКАС

«При внедрении маркировки предприятию нужно всегда сначала делать тесты. Те, кто с нами работают уже год в тестовом режиме,малыми шагами все решения оттестировалии приняли решения, как будут внедрять маркировку уже на уровне всего производства.Для остальных осталось мало времени. Я рекомендую начать срочно проводить разные тесты. Они нужны, так как нет универсальных решений для всех производителей. Все зависит от количества линий, их скорости, объемов производства и так далее. Именно тесты и выявляют направления, в которых нужно двигаться предприятию со всей своей спецификой при внедрении маркировки»
Андрей Касмынин, ВЕКАС, выступает с презентацией
Юрий Александров, ВЕКАС, отвечает на вопросы участников конференции
Вопросы делегатов конференции в чате телеграм-канала
Алексей Гурдюмов, ИНАВТОМАТИКА

«Одна из распространенных схем организации на производстве мороженого – это однопоточная линия.И маркировка внедряется на ней.Сначала делается разработка принципиальной схемы работы оборудования. Затем согласуются все этапы производства и корректируется схема. Потом подбираются контрольно-измерительные приборы и автоматика,и создается конструкторская документация. Но для однотипных линий нам приходится разрабатывать уникальные решения, так как часто пространство и оборудование на разных предприятиях разные»
Выступление с презентацией Алексея Гурдюмова, ИНАВТОМАТИКА
Коллективные вопросы от участников и модераторов сессии Алексея Гурдюмова, ИНАВТОМАТИКА
Опрос в чате телеграм-канала
Андрей Куприенко, ОМРОН

«Имея вроде бы большой опыт внедрения маркировки на алкогольном и табачном рынках, когда начинался проект маркировки в молочной индустрии, на рынке мороженого, мы не представляли, что он будет еще более сложным. Дело в том, что разнообразие упаковок и форм-факторов, типов упаковки, которые присутствуют на молочном рынке и рынке мороженого,невообразимо велико. И первое, с чем мы столкнулись, было то, что, в зависимости от типа упаковки места для установки камеры считывания кода могут сильно меняться.Поэтому это одна из существенных проблем для внедрения маркировки– это выбор места размещения считывающих коды устройств»
Тема Практикума №2
Спикеры Практикума №2
Спикеры Практикума №2
Выступление с презентацией Андрея Куприенко, OMRON
Презентация Андрея Куприенко, OMRON
Обсуждение технологии нанесения кода Дата Матрикс на конференции в чате телеграм-канала
Александра Калинина, Deloitte

«Мы являемся официальным партнером ЦРПТ по проекту маркировки. Наша задача в рамках внедрения системы - помогать предприятиям отлаживать и настраивать все бизнес-процессы. При этом большая часть бизнес-процессов компаний подвержена изменениям. Производителю необходимо сделать определенные шаги для успешного внедрения маркировки. Так, анализ бизнес-процессов – неотъемлемая часть успешности внедрения системы. Без анализа того, как товар будет передаваться на склад, и как производитель при передаче товара в транспортную компанию будет передавать данные при выбытии товара, на предприятии неизбежно могут возникнуть сбои. Поэтому все это нужно детально прописывать в бизнес-процессе внедрения маркировки, причем важно прописать изменения еще на стадии внедрения, чтобы затем коды корректно передавались оператору и не было потери продукции».

Светлана Васильева, Deloitte

«В 2020 году Deloitte начала проект для крупной международной компании, которая является импортером и дистрибьютором нескольких товарных групп, которые подлежат маркировке.Наш партнер работает на рынках обуви, шин и текстиля.Какие выводы и на что мы хотим обратить внимание?Решение компанией о запуске проекта маркировки было назначено на июнь 2020 года,а запуск основного функционала – на ноябрь.У нас было 6 месяцев для реализации проекта.В планировании проекта мы использовали три волны или этапа. Однако столкнулись с некоторыми сложностями.Была низкая готовность дистрибьюторов к работе с маркированной продукцией.Имела место задержка готовности партнеров.Проблемы были и со сбором данных для описания товаров,а также была несвоевременная подготовка кадров, отсутствовали лучшие практики SAPATPP. Была переоценена степень автоматизации стандартного функционала выбранной системы маркировки.Но, несмотря на сложности, проект маркировки был успешно реализован.Хотя сначала компания была скептически настроена. Но как только мы переключили товары на электронный документооборот, это сразу почувствовали в компании»
Выступление на конференции Александры Калининой и Светланы Васильевой, Deloitte
Презентация Светланы Васильевой, Deloitte
Дискуссия модераторов, участников и экспертов Deloitte о процессах внедрения маркировки
Евгений Тручек, SMG

«Существует три варианта обмена данными производителя мороженого с национальной системой маркировки. Первый, ручной способ обмена данными через личный кабинет на сайте ЦРПТ не подходит для промышленных предприятий. Второй вариант – это передача данных через специализированные системы для цифровой маркировки. В этом варианте автоматический обмен данными с ГИС и «Честным знаком» происходит через сервер управления кодами маркировки. Это для производственных линий подходит. Система работает параллельно с системой ERP и обеспечивает обмен данными. Третий вариант – автоматический обмен данными задач через ERP систему и другие. В этом варианте автоматический обмен данными происходит с ГИС и «Честный знак» непосредственно через учетную систему предприятия: SAP, 1C и другие системы. Каждое предприятие должно в ходе реализации проекта маркировки выбрать для себя оптимальный вариант обмена данными, особенно если у предприятия есть три вида упаковки: штучная, групповая и упаковка паллет. И здесь требуется единое интегрированное решение по взаимодействию с «Честным Знаком». Автоматизация производственных процессов выводит предприятия совершенно на другой уровень».
Выступление Евгения Тручека, SMG 1C
Вопросы в чате от участников
Дмитрий Лебедев, SMG-PLAUT

«В ходе нашей экспериментальной работы мы сделали несколько предложений оператору по минимизации рисков при подготовке к проекту маркировке. Необходима актуализация документации по текущим бизнес-процессам. Необходимо мобилизовать бизнес-команды и все IT-команды предприятий. Для более эффективных решений команда должна состоять из бизнес-пользователей, бизнес-аналитиков и IT-специалистов. Всем необходимо установить контакт с ЦРПТ, вступить в рабочие группы по своему направлению производства. Необходимо понимать, что маркировка - это комплексный проект, затрагивающий все процессы и системы, от планирования производства до выбытия товара на кассе. Это не просто установка дополнительного оборудования на линии. Мы рекомендуем разделять внедрение маркировки на два подпроекта: предварительный анализ и внедрение маркировки. На этапе предварительного анализа будут выявлены нюансы и проблемы в части бизнес-процессов и технических решений на ранних стадиях, а также можно более точно оценить стоимость внедрения».
Дмитрий Лебедев, SMG-PLAUT
Дмитрий Лебедев отвечает на вопросы участников
Сергей Дыдышко, Смарт Пэкэджинг Технолоджи Сервис (СПТС)

«Я взаимодействую как с молочными компаниями, так и с производителями мороженого и с компаниями, которые работают с поставщиками решений для них. Мы дочернее предприятие ЦРПТ и наша главная задача – обеспечение качественной печати кодов маркировки в типографиях. Мы отвечаем за интеграцию цифрового и аналогового оборудования в типографиях, и обеспечение их нужным ПО. Разумеется, мы обеспечиваем дистрибуцию кодов маркировки товаров и отчетов обо всех операциях оператора с кодами Дата Матрикс. Мы работаем в проекте маркировки с 50 типографиями по всему миру. Они могут быть подключены в любой момент к нашей системе. Нанесение кода в типографии – это оптимальный вариант и не является чем-то новым в типографском мастерстве. Это удобно для производителя молочной продукции, снимает необходимость закупки оборудования, персонала, расходных материалов и т.д. Но сначала нужно анализировать форм-факторы своих производственных линий».
Тема Практикума №3
Спикер Практикума №3
Спикер Практикума №3
Алла Федоровцева выступает с презентаций
Сергей Дыдышко, СПТС, отвечает на вопросы модераторов и делегатов
Трансляция видео производства с маркировкой мороженого
Дмитрий Чернышов, ВидеоджетТехнолоджис

«Очень важный аспект нанесения кода Дата Матрикс, о котором не все помнят. Необходимо, чтобы слой верхней краски кода был контрастнее по отношению к самой подложке. Для этого необходимо использовать максимально контрастные цвета. Если подложка белая, то сам код – черный. Мы проводили испытания и на других цветах. Разница хорошо работает также в сочетании белого и темно-синего, желтого и черного. Не рекомендовал бы при нанесении кода использовать красный цвет, так как тогда код не считывается, не верифицируется. Так как есть сканеры, использующие красную подсветку. И для нанесения кода на упаковку мороженого мы рекомендуем использовать термотрансферный способ нанесения типа флоу-пак, как наиболее простой и оптимальный метод маркировки, опробованный на многих предприятиях.А располагать код в этом способе следует в верхней части упаковки. Самый же простой и легкий к внедрению способ нанесения кода Дата Матрикс – с помощью самоклеющейся пленки и аппликатора. Этот способ практически не потребует модернизации производственной линии и оборудования».
Дмитрий Чернынев, Видеоджет Технолоджис рассказывает о прямом способе нанесения маркировки на мороженое
Дмитрий Чернынев, отвечает на вопросы делегатов
Вопросы Дмитрию Черныневу, от участников в чате телеграм-канала
Итоги конференции подвел со-модератор форума Алексей Бунеев, Директор по развитию компании OMRON в России:
Алексей Бунеев, ОMRON, сомодератор мероприятия, подводит итоги двух дней работы
«Это были очень насыщенные два дня, мы изучили нормативную базу и посмотрели на нее с двух точек зрения: ЦРПТ и Союза мороженщиков. Изучили проблемы, риски при внедрении и совместно согласились, что времени все меньше и нужно начинать. Тогда будет больше шансов, что проекты будут внедрены успешно. Мы рассмотрели конкретные решения, посмотрели видео, в которых показаны решения.

Моя рекомендация по итогам конференции такова: нужно начинать внедрять маркировку. Начинайте движение вперед. Ищите средства, в частности, в Минсельхозе. Иначе вы просто не успеете. Наша цель – сократить затраты на внедрение, найти верные решения.По сути конференция стала местом, где был соединен весь накопленный опыт, знания и умения. Мы услышали разные точки зрения на бизнес-процессы внедрения маркировки на предприятиях по производству мороженого, на различные риски. Очень надеюсь, что мы продолжим организацию таких площадок для поиска оптимальных решений для внедрения маркировки».
Следующая конференция по внедрению маркировки на производствах питьевой и минеральной воды пройдет 13 апреля 2021 года в рамках выставки «Продэкспо» в ЦВК «Экспоцентр» с параллельной трансляцией в онлайн режиме.

Сайт мероприятия: www:marking-forum.ru